Методист по туризму.
Постоногова Нина Николаевна - методист по туризму РСДЮТЭ.
Педагог дополнительного образования. Общий трудовой стаж 25 года. Стаж работы в должности 15 лет. Окончила Башкирский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, 1984 г.Отличник образования РБ. Дипломант Республиканского конкурса методистов учреждений дополнительного образования детей. "Методист года - 2007".
Нина Николаевна возглавляет туристическую деятельность, по роду своей работы она практикует различные формы организации детского туризма: семинары с турорганизаторами школ, заседания районного туристического методобъединения, проведение районных соревнований по технике лыжного и пешеходного туризма, участие в республиканских соревнованиях.
=======================================================================
Любимое дело на досуге.
Она покупала этот экзотический фрукт перед Новым годом, отрезала его верхушку, сажала в землю и ждала результата. Несколько раз эксперимент проваливался.
Три года назад Нина Николаевна Постоногова купила ананас в мае и повторила свой опыт. То ли время было более благоприятным и теплым, то ли сажала по другому, но растение пустило корни и долго-долго росло.
А в этом году перед 23 февраля ананас зацвел, и к 8 марта появился небольшой плодик. Осталось дождаться, когда он поспеет.
Светлана КАНАКОВА.
Фото Фаниса АКЧУРИНА.
Оригинал статьи:на ссылке - "Ашкадарские Зори". № 18. (8831).
Праздничный сюрприз.
======================================================================
Программа пешеходного туризма.
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации
муниципального района Фёдоровский район
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МУ ДОД РСДЮТЭ:
_______________ Е.Ф.Дунина
_____________2009 г.
для группы переменного состава
в лагере дневного пребывания детей.
Возраст детей: 10-14 лет
Количество часов: 18 часов
Продолжительность: 21 день
Разработала: Постоногова Н.Н
методист МУ ДОД РСДЮТЭ
с.Фёдоровка – 2009 г.
Пояснительная записка.
Занятия туризмом способствуют развитию у воспитанников морально волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручку. Под воздействием занятий формируются такие черты характера, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе. Участие в туристских походах воспитывают находчивость, мужество, способствует расширению знаний об окружающем мире и его развитии.
Новизна данной программы состоит в том, что данная программа является начальным уровнем многолетней подготовки воспитанников. При создании данной программы автор опирался на следующие педагогические идеи и принципы:
- гуманизация образования;
- осуществление целостного подхода к воспитанию;
- соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
- формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий длч самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Основная цель программы – помочь ребёнку сделать осознанный выбор. Более чётко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение умений навыков и умений в работе с картой и компасом;
- приобретение начальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
В области физической подготовки:
- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
Группа начального уровня формируется из учащихся, желающих заниматься в объединениях РСДЮТиЭ, не имеющих медицинских противопоказаний. Общая численность группы не более 18 человек. Лучший возраст для начала занятий по программе –12 лет.
Время проведения – июнь-июль. Продолжительность смены – 18 дней.
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:
-Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий);
-Метод самореализации, самоуправления, через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;
-Метод контроля: врачебный, самоконтроль;
-Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное участие воспитанника в походе выходного дня и, в дальнейшем, посещение занятий в РСДЮТиЭ.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.
В процессе обучения предусматриваются проведение двух однодневных походов ( походов выходного дня). Осваивая разделы, включенные в программу, во время теоретических и практических занятий, в походе, в конце обучения ребёнок сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в одном из специализированных объединений.
По завершении обучения обучаемые должны знать:
► Порядок организации и проведения походов выходного дня;
► Правила поведения вне населённых пунктов, вопросы экологии;
► Основы туристской техники;
► Основы топографии и ориентирования;
► Иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи.
По завершении обучения обучаемые должны уметь:
o Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
o Организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для ПВД;
o Преодолевать несложные естественные препятствия;
o Ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне;
o Оказывать элементарную медицинскую помощь.
Помимо учебной программы в лагере дневного пребывания проводятся различные мероприятия воспитательного характера по плану работы смены на каждый день.
Условиями для реализации поставленных задач являются:
► Наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения туристских походов, соревнований, экскурсий и т.д.
► Взаимосвязь теории с практической работой.
► Наличие достаточного количества туристского снаряжения.
План работы лагерной смены.
9.00 – приём детей
9.00 – 9.30 - утренняя зарядка
9.30 –завтрак
10.00 – 11.00 -Школа пешеходного туризма.
11.00 – 13.00 – Подвижные игры, экскурсии, динамические мероприятия
13.00 – обед
13.30 – 14.30 – Познавательные, воспитательные, тематические мероприятия, развивающие игры.
План проведения лагерной смены.
День | Дата | Наименование мероприятий |
1. | 22.06 | 1.Школа пешеходного туризма 2.Экологическая тропа. Экскурсия 3.В памяти такая скрыта мощь…( Час памяти).
|
2. | 23.06 | 1.ШПТ 2. А ну-ка девчонки, а ну-ка мальчишки! Развлекательное шоу. 3. Будьте всегда здоровы. Тематическая игра. |
3 | 24.06 | 1. ШПТ 2. «Цветочная» дискотека. 3. Школа всезнаек. |
4. | 25.06 | 1.ШПТ 2. «Все цвета радуги». Соревнования. 3. Интеллектуально-познавательные развивающие игры. |
5. | 26.06 | 1.ШПТ 2.Шуточная олимпиада. 3. «Сотвори в себе солнце». Тренинговое занятие на развитие эмоциональной сферы. |
6. | 29.06 | 1. ШПТ 2. «Войди в природу другом». Экскурсия в лес. 3. «Я и моя семья». Тематическая беседа. |
7. | 30.06 | 1. ШПТ 2. Стартинейджер. Спортивно-танцевально- конкурсная игра. 3. Толерантность у себя дома, в кругу друзей и в окружающем мир. Тренинг. |
8. | 1.07 | 1. ШПТ 2. «Позабавимся»? Первое апреля – первого июля. 3. Все люди под одним небом живут. Час общения. |
9. | 2.07 | 1.ШПТ 2. «Природная мастерская». Экскурсия в лес. 3. Я часть будущего! Конкурсная программа. |
10. | 3.07 | 1.ШПТ 2.Самолёты готовим к взлёту. Познавательно-развлекательная программа. 3.Веселее жить, коли всё время добро творить. Сказка. |
11. | 6.07 | 1. ШПТ 2. Всё дело в шляпе. КВН. 3. Цветик-семицветик. Игра- викторина. |
12. | 7.07 | 1. ШПТ 2. Мастерская умелых рук. 3. «С чувством юмора всё в порядке?» |
13. | 8.07 | 1. ШПТ 2. Тренировка на полосе препятствия. 3. Калейдоскоп шуток и розыгрышей. |
14. | 9.07 | 1.ШПТ 2. Ботаническая прогулка. 3. Интеллектуальное лото. |
15. | 10.07 | 1. ШПТ 2. День туриста. Обучение навыкам туризма. 3. Вдоль лесной тропинки. Игра- викторина.
|
16. | 13.07 | 1.ШПТ 2. Лесная аптека. Экскурсия в лес. 3. Мой мир. Конкурс рисунков на асфальте. |
17. | 14.07 | 1. ШПТ 2. День здоровья. 3. Тёзки и однофамильцы. Конкурсно-познавательная программа. |
18. | 15.07 | 1.ШПТ 2.Спортивно- туристическая эстафета. 3. «Лесные робинзоны». Экологическая игра. |
19. | 16.07 | 1.ШПТ 2. Что возьмём с собой в поход? Эстафета. 3. «Нас здесь не было». Трудовой десант. |
20. | 17.07 | 1. Однодневный туристический поход. |
21. | 20.07 | 1. Однодневный туристический поход. |
Тематический план
Школы пешеходного туризма.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов Теоретич. Практич. Всего |
1.
| Разнообразие природных объектов родного края (РБ). Классификация по видам и сложности прохождения маршрута. | 2 2 |
2. | Техника безопасности во время проведения экскурсий, походов. Классификация техники безопасности (по необходимости) в зависимости от сложности и нитки маршрута. | 1 1
|
3. | Оказание доврачебной помощи во время походов. | 2 2 4 |
4. | Экипировка – личное и групповое снаряжение. | 1 1 |
5. | Правила личной гигиены. | 1 1 |
6. | Ориентирование на местности. Компас. Способы ориентирования по элементам подстилающей поверхности, антропогенной деятельности и небесного свода. | 1 2 3 |
7. | Виды костровищ и их предназначение. | 1 1 |
8. | Костер. Способы добычи огня в экстремальных условиях. Способы разведения костра в естественных условиях дикой природы. | 1 1 |
9. | Пожаробезопасность в походе. | 1 1 |
10. | Элементы Школы безопасности и выживание в естественной среде. | 1 2 3 |
11. | Примерный перечень продуктов питания, при составлении суточного рациона туриста. | 1 1 |
| Итого: | 12 6 18 |
Программа «Школа пешеходного туризма».
ТЕМА 1.Разнообразие природных объектов родного края (РБ).
Классификация по видам и сложности прохождения маршрута.
На расстоянии 100-150 км от нашего района находится огромное количество природных объектов, представляющих познавательный интерес. В основном это геоморфологические памятники – комплексы и разнообразные природные ландшафты. К этим объектам разработаны маршруты, удовлетворяющие потребности любознательности. В основном эти маршруты представлены тремя видами:
° Пеший: с элементами спелео туризма (2 маршрута: Кутукское урочище, Урочище Кызыл-таш с посещением скалы Калим Усман, Салаватские пещеры, водопад Кук-Караук).
° Спелео туризм: Мурадымовские пещеры, Хажинские пещеры, пещеры прибрежной полосы реки Белой;
° Водный туризм: сплав по р.Белой и Нугуш с посещением природных памятников.
ТЕМА 2. Техника безопасности во время проведения экскурсий, походов.
Классификация техники безопасности (по необходимости) в зависимости
от сложности и нитки маршрута.
1. Перед походом обязательно научитесь оказывать друг другу первую доврачебную помощь – перевязывать раны, останавливать кровотечения, делать искусственное дыхание, переносить пострадавшего и т.п. Тщательно укомплектуйте медицинскую аптечку. Она должна находиться у медика группы в определённом месте, знакомом всем участникам.
2. Не ходите по проезжей части дороги, но если вы вынуждены это сделать, то знайте, что идти необходимо плотно цепочкой по левой стороне навстречу движению транспорта. Переходят дорогу не по одному, а враз всей цепочкой, развернувшись по линии движения и только по команде руководителя похода.
3. При движении по лесистой местности с густым подлеском не отпускайте отогнутую вами ветку, а передайте её следом идущему товарищу. В противном случае вы можете его поранить.
4. Первый привал в пешеходных, горных, лыжных и велосипедных походах делайте через 5-10 минут. Он поможет вам устранить замеченные за это время недостатки в подгоне рюкзака, укладке груза, его распределения между участниками.
5. Установите и придерживайтесь группой темпа и ритма движения. В начале движутся 30-40 минут с последующими 5-7 минутным привалом. Когда группа уже «вработалась», привалы делают через 45-60 минут. Большие привалы делаются через 2-2,5 часа пути. Чтобы восстановить кровообращение после снятия рюкзака сделайте плечевыми суставами круговые движения.
6. Если вы движетесь по каменистому склону, то перед началом движения установите команду «камень». Двигайтесь так, чтобы под вами не было товарищей. Сорвавшийся из-под ноги камень должен остановить тот, кто увидел первым или оказался к нему всё ближе. Он же и подаёт установленный сигнал.
7. Помните, что нельзя ставить палатки вблизи высоких и одиночных деревьев, хвойных посадок, в горельнике и буреломнике. Опасно устанавливать лагерь также вблизи скальных обнажений и каменистых осыпей.
8. Из-за резкого подъёма в горных реках не ставьте свои палатки близко к урезу воды, а из-за возможных дождей – в низинах и днищах оврагов и белок. Лучшим и безопасным местом для лагеря является защищённая от ветра поляна, имеющая небольшой уклон или же открытое продуваемое место.
9. Не разводите костры в торфяниках, вблизи хвойного леса и посадок, каменистых, захламлённых осыпях, местах недавнего лесного пожара, а также под деревьями с нависшими ветками. Костровище окопайте или обложите со всех сторон камнями, уничтожьте вблизи его сухую траву и никогда не оставляйте костёр без присмотра.
10. Не балуйтесь у костра. Здесь должны быть только дежурные.
11. Топоры и ножи в походе при движении по маршруту должны быть зачехлены, а на привалах при приготовлении пищи находятся у дежурных. На ночь топоры убираются под тент палатки дежурных.
12. Не отлучайтесь из лагеря без разрешения руководителей. Если пошли в лес и вдруг заблудились, то не суетитесь, а остановитесь, выберите сухое, надёжное место и ждите помощи товарищей, подавая сигналы голосом. Товарищи обязательно придут на помощь.
13. Не употребляйте в пищу продукты, попорченные грызунами, а также грибы, ягоды, растения, в том числе и лекарственные, если вы не уверены в правильности их определения и применения. В случае пищевого отравления дайте пострадавшему много воды, вызовите рвоту, прервите поход и изыщите возможность показать пострадавшего медицинскому работнику в ближайшем населённом пункте.
14. избегайте пить некипяченую воду. Воду из родников пейте не сразу, а немного остыв от ходьбы. Жажду утоляйте небольшими глотками.
15. Запрещается посещать пещеры (кроме специальных групп), так как пещеры являются объектом повышенной опасности и требуют специальной технической подготовки.
16. Во время похода на стоянках место для купания выбирает руководитель похода. Здесь не должно быть глубже 1,5 метра при скорости течения 0,5 м/с. Помните, что купание в походе проводится с разрешения руководителя и только в его присутствии.
17. Одновременно могут купаться не более 8 человек и свыше 10 минут. Категорически запрещается ныряние в воду с мостиков, понтонов, обрывистых берегов, а также в сумеречное время.
18. Ни в коем случае не балуйтесь и не кричите во время купания. Знайте, что любой крик на воде обозначает сигнал о помощи.
ТЕМА 3. Оказание доврачебной помощи во время походов.
Перед походом обязательно научиться оказывать первую доврачебную помощь – перевязывать раны, останавливать кровотечение, делать искусственное дыхание, переносить пострадавшего и т.п. Тщательно укомплектовать медицинскую аптечку. Она должна находиться у медика группы.
В рюкзаке должен быть минимальный набор лекарственных и перевязочных материалов. В походной аптечке должны быть: валидол, нитроглицерин, таблетки ацетилсалициловой кислоты (аспирин). На случай расстройства кишечника нужно иметь левомицетин. Кроме того должна быть настойка йода и перекись водорода, они необходимы для обработки небольших ссадин, царапин, порезов, которые затем необходимо закрыть лейкопластырем.
Для оказания первой помощи при обморочном состоянии приобретите нашатырный спирт. А для полоскания рта и горла – порошок борной кислоты. Из перевязочных средств необходимы стерильная вата и бинт. Желательно захватить с собой и бинт эластичный, который применяют при растяжении мышц, связок. Также нужно иметь таблетки пантоцида для обеззараживания питьевой воды.
Лекарства сложите в полиэтиленовый мешочек. Берегите от воздействия влаги, света и тепла.
Медицинская помощь в непродолжительном походе преследует не столько цель лечения, сколько первой помощи при травмах и острых заболеваниях. В случае серьёзного заболевания, после оказания первой помощи, надо принимать срочные меры для доставки заболевшего в ближайший населённый пункт.
Ушибы.
Ушибы происходят вследствие удара о твёрдый предмет (камень, кусок льда, толстая ветка, кусок дерева и т.п). На месте ушиба возникают болезненные ощущения, появляется отёчность, иногда кровоподтёк.
Растяжения.
Чаще всего наблюдаются растяжения связочного аппарата суставов при неправильных, резких движениях. В походах это бывает при слишком быстром или невнимательном прохождении сложного участка (лесоповал, крутой склон, камни, покрытые водой или снегом). При растяжении появляется болезненность в области пострадавшего сустава, иногда по ходу прилегающих мышц и сухожилий. Боль усиливается при движении, форма сустава не изменена, отёк небольшой или его совсем нет.
Вывихи.
У туристов чаще всего происходят при попытке освободить стопу «заклинившуюся» между камнями, стволами деревьев, при прыжке на одну ногу, падении на согнутую руку.
При вывихе сустав имеет неправильную форму по сравнению с аналогичным здоровым. Он увеличен в размерах, напряжён. Под кожей просматривается сине-багровое кровоизлияние. Осторожная попытка изменить положение сустава встречает пружинящее сопротивление и вызывает обострение болей.
Переломы.
Переломы у туристов возникают при падениях со склона, дерева, скалы, при ударе (камень, обломок льда, крупный сук), при сдавливании (лавина, ствол дерева, осыпь).
Симптомы перелома:
° резкая боль, усиливается при движении;
° припухлость, отёчность в месте травмы;
° форма пострадавшей части тела изменена по сравнению с аналогичной здоровой.
Если кожные покровы в области перелома повреждены, такой перелом относят к открытому. При закрытом переломе не происходят нарушения целостности кожного покрова.
Кровотечения.
В туристской практике иногда встречаются травматические наружные кровотечения в результате порезов ножом, топором, толстым сучком.
Кровотечения бывают капиллярные, венозные и артериальные.
При капиллярном кровотечении (небольшой порез) кровь вытекает по каплям.
При венозном кровотечении обильно вытекает кровь тёмно-красного цвета.
Такое кровотечение бывает при глубоких порезах и ранах.
При артериальном кровотечении кровь ярко-алого цвета, бьёт пульсирующей
обильной струёй.
Укус клеща.
В весенне-летний период на Урале туристов подстерегает более реальная опасность – клещи, являющиеся переносчиками вируса энцефалита и других тяжёлых инфекций. Самая надёжная защита – прививка от клещевого энцефалита, которую делают заранее, начиная курс в ноябре. Если прививки нет, то рекомендуется прибегать к другим средствам защиты: костюмы с прилегающими резинками, обработка одежды репеллентами, регулярный осмотр открытых участков тела, а при остановках на обед и ночёвку – полный осмотр одежды и тела.
Тепловой и солнечный удар.
Тепловой и солнечный удар схожи по своим проявлениям: оба они представляются болезненной реакцией организма при перегревании. Солнечным ударом называют перегревание, возникшие из-за прямого воздействия солнечных лучей, тепловым – вне такого воздействия: например, в жаркую, душную погоду, в густом лесу перед грозой.
Обычные симптомы развивающегося солнечного удара – появление головной боли, слабость, головокружение, покраснение или побледнение лица, иногда – тошнота и рвота. В дальнейшем появляется неравномерное дыхание, потемнение в глазах, шум в ушах, учащённое сердцебиение. Если не принять своевременные меры, может наступить обморочное состояние.
Ожоги.
Ожоги обычно происходят на биваке в результате неосторожного обращения с огнём.
Носовые кровотечения.
Носовые кровотечения могут появляться в результате разных причин – перегревания, перегрузки, простуды, иногда без всякой видимой причины.
ТЕМА 4. Экипировка – личное и групповое снаряжение.
Снаряжение – предметы, которыми снаряжают кого-нибудь. К туристскому снаряжению относят: одежду, средства передвижения и страховки, другое имущество, необходимое для обустройства бивака, транспортировки грузов и создание необходимого походного комфорта.
Все снаряжения по своему назначению делятся на: личное и групповое. К личному снаряжению относят то, что мы носим и надеваем на себя. Оно должно быть прочным и удобным. Зависит от вида туризма. Несмотря на это перечень его сводят к следующему:
Личное снаряжение. 1. Рюкзак с непромокаемым вкладышем. Объем его определяется в литрах. Зависит от вида туризма и той нагрузки, которую он должен выдержать. Обычный, средний рюкзак, для пешеходного туризма при средней физической нагрузке составляет 90 литров. Лучшими считаются те, которые имеют сплошные стяжки через плечевые ремни. 2. Спальный мешок 3. Коврик или надувной матрац. 4. Кеды или кроссовки, резиновые галоши. 5. Резиновые сапоги, запасные стельки. 6. Костюм штормовой, тренировочный. 7. Куртка утеплённая, свитер. 8. Вещи для детей, исходя из возраста. 9. Плащ-накидка. 10. Брюки, плавки, купальник. 11. Носки шерстяные и х/б 12. Головной убор, кепка с козырьком 13. Полотенце, платок носовой, туалетные принадлежности. 14. КЛМН – кружка, ложка, миска, нож. 15. Гигиеническая помада, тёмные очки 16. Средства от комаров. 17. Большой полиэтиленовый мешок 18. Мешок для посуды и белья. 19. Компас, часы, … Продолжение » |