=====================================================================

          

 

 

                                            Положение о районном конкурсе «Юннат».

                                                    1.        Общие положения.

            Районный конкурс «Юннат» проводится в соответствии с планом массовых мероприятий с обучающимися на 2010 год, с целью поддержки инициативы обучающихся образовательных учреждений к практическому участию в решении проблем сельскохозяйственного производства, направленной на воспитание чувства любви к родной земле, бережное отношение к природной среде, повышение культуры труда и их профессиональное самоопределение.

                                                         Задачи:
- развитие творческих способностей и интереса к овладению технологиями выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
- подведение итогов учебно-опытнической и практической деятельности детей на полях ученических производственных бригад, учебно-опытных участках образовательных учреждений и подсобных земельных участках;
- выявление и поддержка обучающихся, проявляющих интерес к учебно-опытнической и практической работе в области сельскохозяйственного производства; 
Учредителем конкурса является отдел образования администрации муниципального района Фёдоровский район и районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий.

                                               2.       Участники конкурса.

2.1. В конкурсе могут принимать участие обучающиеся (индивидуально) и коллективы детских объединений в возрасте 12 до 18 лет, а также коллективы образовательных учреждений общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования детей.

                              3.      Содержание, сроки и порядок проведения.

                                 Конкурс проводится по следующим номинациям:

             для обучающихся:

- «Полеводство» (применение интенсивных технологий, обеспечивающих получение гарантированных высоких урожаев, улучшение качества продукции зерновых, крупяных, масличных, кормовых, технических культур и картофеля);
- «Овощеводство» (повышение урожайности путем применения новых агротехнических приемов, прогрессивных технологий возделывания экологически чистых овощных культур в закрытом и открытом грунтах; внедрение в производство высокоурожайных перспективных сортов, устойчивых к болезням и вредителям; сохранение биологических и вкусовых качеств, способы переработки овощной продукции);
- «Плодоводство» (получение плодовой продукции с высокими товарными и вкусовыми качествами; выращивание посадочного материала высшей категории; заготовка и хранение плодовой продукции по традиционным и новым технологиям);
- «Цветоводство» (выращивание цветочно-декоративных однолетних, двулетних и многолетних растений в открытом и защищенном грунте, расширение ассортимента; применение интенсивных технологий при выгонке и получении здорового посадочного материала);
- «Лекарственные растения» (введение в культуру дикорастущих растений; выращивание различных форм и сортов лекарственных культур с повышенным содержанием биологически активных веществ; сбор, использование и хранение сырья);
- «Пчеловодство» (разведение пчел и получение продукции пчеловодства; использование пчел в опылении сельскохозяйственных растений; повышение качества, расширение ассортимента медоносных растений, обработка и хранение продукции пчеловодства);
- «Ландшафтный дизайн и архитектура» (эстетическое оформление учебно-опытных участков образовательных учреждений и земельных участков личных (семейных) хозяйств; проектирование обустройства и озеленения мест проживания (улиц сел, деревень, а также парков и других объектов);
- «Личное подсобное или фермерское хозяйство» (практическая деятельность на личном подсобном или фермерском хозяйстве – решение вопросов рационального землепользования и повышение плодородия почв, защиты растений от вредителей; использование технологий выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции и получения высоких урожаев, а также заготовки и хранения).

          для руководителей детско-юношеских объединений и образовательных учреждений:

- «Трудовые объединения учащихся в условиях модернизации образования» (представление опыта (в т.ч инновационного) работы руководителя детско-юношеского объединения или коллектива образовательного учреждения по организации и содержанию деятельности ученических производственных бригад и детско-юношеских объединений сельскохозяйственного профиля).

               Районный этап конкурса проводится с 17 сентября 2010 года по 6 октября 2010года.

 Конкурсный материал по каждой из номинаций может быть представлен в следующих формах:

             для обучающихся:

- учебно-опытническая работа и выставочный материал, демонстрирующий результаты проведенной работы;

- практический проект и выставочный материал, демонстрирующий результаты проведенной работы;

             для руководителей детских объединений и коллективов образовательных учреждений:

- описание опыта работы и выставочный материал, отражающий результаты деятельности коллектива учреждения или руководителя детского объединения.

            Конкурсные материалы должны быть оформлены в соответствии с требованиями к ним (приложение 1).

 

4.       Подведение итогов конкурса и награждение.

4.1. Итоги подводит жюри районного этапа конкурса.

4.2 Победители конкурса награждаются грамотами отдела образования муниципального района Фёдоровский район.

 Приложение 1.

 Требования к оформлению конкурсных материалов.

 1.      Учебно-опытническая работа должна содержать:

- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения, темы работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;

- введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения опыта; дать характеристику климатических, почвенных, хозяйственных условий района и историю опытного участка.

- методику опыта (описание схемы опыта, техники наблюдений и учетов, которые использовались в ходе работы, агротехническое обоснование, статистическую и экономическую оценку результатов);

- прогнозируемые или полученные результаты опытов, их обсуждение. Желательно использование таблиц, диаграмм, графиков и т.п.

- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);

- заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы;

- список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д могут быть вынесены и конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

                        Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.

Объем работы не ограничен.

 2.      Практический проект включает в себя:

- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; название работы; фамилии и мена (полностью) автора (-ов), класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

- оглавление, перечисляющие разделы;

- введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект, обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;

- механизмы и этапы его реализации;

- результаты по его реализации;

- практическая значимость.

Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта.

 3.      Описание опыта работы коллектива образовательного учреждения или руководителя детского объединения, ученической производственной бригады должно иметь:

- титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества руководителя детского объединения или коллектива образовательного учреждения (с полным названием его), полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.

- содержание включает в себя следующее:

- краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (руководителя детского объединения или коллектива образовательного учреждения);

- характеристику условий, в которых создавался опыт;

- описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);

- изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.

Приложением к описанию опыта должны быть следующие методические материалы: методические учебно-наглядные пособия; дидактический и игровой материалы; разработки мероприятий; сообщения об инновационных формах и методах агроэкологического образования и т.п.

Материалы приложения могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним – информативность и степень востребованности.

 5.      Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, набраны на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены, в скоросшивателе и т.п и пронумерованы. Формат – не более А-4. работа должна быть размещена в отдельной папке, не допускающей выпадения материалов.

6.      Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отдельной анкетой – заявкой (приложение 2).

7.      Работы, оформление которых не соответствует вышеуказанным требованиям, не рассматриваются.

8.      Экспонаты выставки, отобранные жюри для участия в республиканском конкурсе «Юннат-2010» в г.Уфе, не возвращаются.

 Требования к оформлению демонстрационных выставочных экспозиций.

 Демонстрационным материалом Выставочных экспозиций могут быть следующие объекты:

            Натуральные:

- колосья в виде снопов на подставке, образцы крупяных культур в полотняных мешочках, соцветия, семена, клубни и др.

- плоды, корнеплоды, кочаны, луковицы, семена, листья с наиболее выраженными видовыми и сортовыми признаками.

- плоды, ягоды, орехи с типичными сортовыми признаками.

- цветы в срезке, горшечные цветочные культуры, цветочно-декоративные композиции с использованием различного растительного материала (ветки, плоды, травы, живые цветы, сухоцветы и др.).

- лекарственное сырье в виде плодов, листьев, трав, семян, цветов, а также фитопродукция.

- медоносы, продукция пчеловодства (мед, воск, прополис, перга и др.).

- стенды, макеты и проектные композиции по оформлению учебно-опытного участка, обустройству и озеленению мест проживания, парков и других объектов.

- учебно-наглядные пособия, дидактический и игровой материалы из культурных растений, сельскохозяйственной продукции и природного растительного материала с методикой изготовления и рекомендациями использования их в учебном процессе.

            Консервированные:

  плоды растений или их части, которые невозможно сохранить в натуральном виде; сельскохозяйственная продукция, сохранившая внешние и вкусовые качества различными способами консервации, а также кулинарной обработкой.

            Гербарии и коллекции.

¨       засушенные стебли, листья, корни растений; плоды и семена.

 2.      Представленный экспонат или группа экспонатов должны иметь:

Этикетку размером 12х6 см, отпечатанную на компьютере в которой указываются:

  название (на русском и латинском языках);

  вид, семейство;

  сорт;

  урожайность (на 1 га);

  место произрастания (регион, район);

  местообитания (лес, луг, учебно-опытный участок и др.).

  дата (число, месяц, год);

  фамилия, имя, отчество (полностью) экспоната (ов), место учебы, класс.

3.      Учебно-наглядный и методический материалы должны иметь:

Этикетку размером 12х6 см, отпечатанную на компьютере, где указываются:

  наименование;

  использование в образовательном процессе;

  фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов;

  место учебы, класс;

  год изготовления.

4.      К экспозиции выставочных материалов представленных на районную выставку «Юннат» по всем номинациям конкурса, должна быть приложена аннотация:

4.1. Аннотация представляется в печатном виде на двух или нескольких стандартных страницах в следующем порядке: номинация, тема, фамилия, имя, отчество автора или авторов, класс или место работы, должность, затем посередине слово «Аннотация», ниже сам текст аннотации в произвольной форме.

4.2. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о представленной выставочной экспозиции и работе, включая следующую информацию: цель, методы и приемы, которые использовались в работе, результаты и достижения, выводы и экономическая эффективность, проблемы и перспективы опыта работы.

 Приложение 2.

 Анкета-заявка

участника районного конкурса «Юннат»

(разборчиво заполняется участником или руководителем).

 1. Название работы, представляемой на конкурс: __________________________________________________

2. Название номинации конкурса: __________________________________________________

 3. Фамилия, имя, отчество автора (ов) полностью: _________________________________________________

_________________________________________________

 4.      Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя работы (если имеется), место работы, должность:

________________________________________________

 5.      Фамилия, имя, отчество (полностью) консультанта работы (если имеется), место работы, должность:

________________________________________________

 6.      Место учебы (школа, класс), адрес (с индексом), телефон:

________________________________________________

 7.      Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, адрес (с индексом), телефон:

______________________________________________

 8. Название объединения учащихся: ______________________________________________

 9. Домашний адрес (с индексом), телефон: _____________________________________________

Дата заполнения: «______» ___________________ 2010 г.

 Ф.И.О., лица, заполнившего анкету _________________Подпись: _____________________________

========================================================================

«Утверждаю»
            Начальник РОО:
Э.Н.Салишев


                                    Положение о районной экологической акции                                                                                   "Живая вода Башкортостана".                                                                                             

                                               1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
   Районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий согласно плану массовых мероприятий с 25 ноября 2010 года по 20 января 2011 года проводит районную экологическую акцию «Живая вода Башкортостана».
                                              Цели и задачи Акции:
     воспитание экологического мировоззрения, бережного отношения к природным ресурсам своего края;
     привлечение учащихся к изучению экологического состояния водных ресурсов и практической деятельности по их сохранению;
     внедрение исследовательского метода в педагогическую деятельность образовательных учреждений по изучению природных объектов.
                                               2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ.
                                            Участники акции:
   В акции могут принять участие детские экологические коллективы общеобразовательных учреждений дополнительного образования без ограничения возраста и количества участников.
                                           Условия проведения Акции:
   Районная акция «Живая вода Башкортостана» предполагает как можно более широкий охват проблем охраны водных ресурсов и их экосистем в пределах Республики Башкортостан. В соответствии с этим проведение акции осуществляется в несколько этапов:
  Сбор сведений о прошлом и современном состоянии водных ресурсов района. Анализ основных проблем охраны водных ресурсов (объектов) района (анализ работы в целом; современное состояние проблемы и оценка степени воздействия отдельных направлений хозяйственной деятельности человека на водные объекты в вашем районе; разработка рекомендаций по решению этих проблем).
    Проведение исследований конкретных водных объектов или аквальных комплексов в следующих возможных направлениях:
-      гидрологическая характеристика водных объектов (гидрологические и гидрометрические параметры, физико-химические свойства воды), тип грунта, характер береговой линии;
-      влияние хозяйственной деятельности человека на данный объект и его водосбор;
-      составление списка флоры и фауны водоёма и прилежащей к нему территории;
-      изучение особенностей биотопического распределения гидробионтов в водоёме;
-      изучение экологии отдельных видов или групп гидробионтов водного объекта (моллюски, насекомые, ракообразные, рыбы и др.), особенностей их дыхания, питания, размножения, миграций;
  Оценка экологического состояния водоёма. Кроме оценки состояния водоёма в настоящий момент рекомендуется дать прогноз изменения этого состояния в ближайшем будущем.
   Разработка программы практических действий по сохранению или оздоровлению водного объекта. Программа действий должна включать, в первую очередь, перечень природоохранных мероприятий, которые планируют выполнить сами школьники, а также мероприятия, выполнение которых относится к компетенции региональных органов власти.
   Личное участие членов экологических коллективов в природоохранных мероприятиях, таких как:
-      облесение эродированных склонов для укрепления берегов;
-      принятие мер по привлечению птиц на берега охраняемых водоёмов;
-      очистка от мусора русел малых рек и берегов водоёмов;
-      благоустройство и патрулирование берегов водоёмов;
-      спасение молоди рыб весной, борьба с заморами зимой (операции «Голубой патруль», «Малёк» и др);
   Просветительская и агитационная деятельность (публикации в печати, выступления по радио и на телевидении, проведение семинаров и конференций, пропаганда передовых идей по охране природы и т.д).
                                               3. Место, сроки проведения акции.
         Акция проводится на базе образовательных учреждений района с 25 ноября 2010 года по 20 января 2011 года. Работы предоставляются на конкурс в рамках Акции в виде творческих отчётов до 20 января 2011 года по адресу: с.Фёдоровка, ул.Социалистическая, 35, РСДЮТЭ, тел. 2-73-01, Акция «Живая вода Башкортостана».
                                             4. Критерии и порядок оценки работ.
         При оценке работ будут учитываться: масштабность проведённых мероприятий, актуальность затронутой проблемы, непосредственный вклад учащихся в составление и выполнение программ по сохранению и экологическому оздоровлению водных объектов, комплексность проводимых исследований, просветительская и агитационная деятельность.
                                               5. Подведение итогов акции.
1.     Итоги Акции подводятся до 30 января 2010 года.
2.     Коллективы – победители Акции, авторы лучших творческих работ будут награждаться Почётными грамотами отдела образования.
                                              Приложение № 1
                                        Требования к оформлению отчёта.
 Текст отчёта представляется в напечатанном и сшитом виде (в папке или переплёте). Желательно наличие фотографий, карт, схем местности.
На титульном листе следует указать:
-  название темы работы с указанием географического местоположения водного объекта;
-выходные данные детского коллектива (название коллектива, учреждения, при котором работает коллектив, приветствуется список с фамилиями и именами участников);
-  название населённого пункта.
-  Ф.И.О., должность и звание руководителей работы.
 При составлении отчёта желательно придерживаться следующего плана:
1.     Введение (обоснование выбора объекта, актуальность изучаемых проблем, поставленные цели и задачи и др.);
2.     Обзор литературы (анализ основных проблем водных ресурсов района, историко-культурные сведения, современное использование объектов);
3.     Краткая характеристика водного объекта и его водосбора.
4.     Исследовательская часть (морфометрические параметры, тип грунта, физико-химические свойства воды, список флоры и фауны исследуемого водоёма). Необходимо приложить карту-схему водоёма и прилегающей к нему территории. На карте следует отметить условными обозначениями имеющиеся на берегу или в водоёме хозяйственные объекты, места экологического неблагополучия, источники загрязнений и др.
5.     Заключение об экологическом состоянии водоёма и прилегающей территории.
6.     Программа практических действий по сохранению и оздоровлению водного объекта (рекомендации по рациональному водопользованию и водоохранным мероприятиям) и перечень мероприятий, выполненных самими учащимися.
7.     Просветительская и агитационная деятельность коллектива.
8.     Список литературы, использованной при провидении акции и написании отчёта.
9.    Приложения.
 Важно учесть, что творческий отчёт должен содержать комплексную информацию о Вашей деятельности по Акции!

=========================================================================

                                                                                               «Утверждаю»
                                                                                              Начальник РОО:
                                                                                                   Э.Н.Салишев
 
                                                         Положение
                  о районном фотоконкурсе юных любителей природы
                                   «Башкортостан мой заповедный»
 
1.Организаторы фотоконкурса
1.Отдел образования администрации муниципального района Фёдоровский район
2.Районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий
 
2. Цели и задачи
-активизация творческого подхода в экологическом образовании и воспитании учащихся;
-использование средств искусства фотографии в области охраны природы и изучения природы родного края
-пропаганда бережного отношения к природе средствами художественного творчества
-воспитание патриотизма и любви к Родине.
 
                                                       3.Участники
В районном конкурсе могут принять учащиеся образовательных учреждений без ограничения возраста и количества участников.
 
                                                      4. Порядок проведения
1.Районный фотоконкурс проводится с 10 декабря 2010 г по 30 января  2011 г и включает в себя следующие номинации:
- «Уникальные уголки Фёдоровского района»
- «Будни в экспедициях»
- «Редкий кадр»
 
2. Сбор готовых работ производится до 30 января 2010г по адресу: 453280, с.Фёдоровка, ул. Социалистическая-35, районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий; тел: 2-73-01
3. Условия оформления конкурсных фотографий смотрите в приложении 1.
4. Конкурсные работы не возвращаются!
 
                                                      Приложение 1.
 
   На конкурс допускаются фотографии произвольной техники исполнения (коллажи, чёрно-белая и цветная съёмка и пр.) в соответствии с тематикой конкурса. Минимальный размер фотографии – 15х21 см. Допускаются фотографии больших форматов. Фотографии должны быть наклеены на белый (или цветной) картон с выделением паспарту.
Каждая фотография должна иметь этикетку 3х10 см., изготовленную из плотной бумаги с указанием фамилии, имени, возраста автора, названия учебного заведения, населенного пункта и района, Ф.И.О. руководителя, название фотографии. Также необходимо вместе с конкурсным материалом отправить заполненную заявку на участие (приложение 2).
Лучшие работы будут отмечены грамотами отдела образования.
 
 
                                                     Приложение 2.
 
Анкета-заявка
участника районного фотоконкурса
«Башкортостан мой заповедный»
Название фотографии __________________________________________________
Название номинации конкурса ___________________________________________
Наименование и адрес (с индексом), тел. учреждения_________________________
Ф.И.О. автора (полностью), класс, школа___________________________________
Ф.И.О. руководителя (полностью), место работы, должность__________________
Домашний адрес (с индексом) автора работы________________________________
 
Дата заполнения:                                                     Подпись:
                                                        О проведении
                                                   районного конкурса
                                      «Башкортостан мой заповедный»
В соответствии с планом массовых мероприятий отдела образования
 Приказываю:
   Провести районный фотоконкурс юных любителей природы «Башкортостан мой заповедный» с 10 декабря 2009г по 30 января 2010г.
Утвердить состав оргкомитета для проведения конкурса. (Приложение №1)
Директорам образовательных учреждений обеспечить участие учащихся и обеспечить доставку фотографий на конкурс.
Контроль за исполнением приказа возложить на главного специалиста отдела образования Исмагилова Р.Т.
 
Начальник РОО:                             Салишев Э.Н.
 
                                                    Приложение №1
 
Состав оргкомитета
районного конкурса «Башкортостан мой заповедный».
1.Акчурин А.С. – методист по краеведению
2. Постоногова Н.Н. - методист по туризму
3. Палаева И.В. –методист по экологии

«УТВЕРЖДАЮ» 
Начальник РОО:
Э.Н.Салишев.

                                                                                                                                                                                

                                                                   Положение
                 о проведении районной экологической акции «Кормушка».

                                                              Общие положения.
   Экологическая акция «Кормушка» проводится в рамках республиканского смотра-конкурса юных любителей природы «Пернатые друзья моего Башкортостана».
                                                    Цели и задачи акции.
     Реализация воспитания экологической культуры у учащихся;
Активизация деятельности по охране природы родного края;
Привлечение учащихся к практической деятельности в области охраны природы и наблюдательности в отношении орнитофауны;
 
Акция проводится с 1 декабря 2010 года по 1 марта 2011 года.
 
                                                  Условия проведения акции.
     Акция «Кормушка» состоит из этапов:
Просветительская и агитационная деятельность (публикация в печати, тематические лекции);
Практическая часть по изготовлению, развешиванию кормушек, заготовка кормов и подкормок. (Приложение 2)
Этологические наблюдения по изучению поведения птиц в зимний период, ведение дневника наблюдений, где фиксируются даты, погодные условия, месторасположения кормушек, состав корма, особенности посещения кормушек разными видами птиц, прочие интересные наблюдения за птицами.
(Приложение 1)
                                                Требования к отчету.
   Отчет должен содержать материалы всех трех этапов с указанием названия тем, информацию об агитационной деятельности, количество вывешенных кормушек и методологии проведения зимней подкормки птиц.
   При оценке работ особое внимание уделяется этологическим наблюдениям учащихся за закрепленными за ними кормушками. Выводы, анализ, заключения по проведенной экологической работе.
Отчет возможен в форме альбома, реферата, исследовательской работы с фотографиями и рисунками.
   Отчеты принимаются до 1 марта 2011 года по адресу: с.Федоровка, ул. Социалистическая, 35, районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий, отдел экологии, тел: 2-73-01.
                                                  Подведение итогов акции.
   Победители награждаются Почётными грамотами отдела образования.
                                                 Приложение № 2.
Название образовательного учреждения.
Отремонтировано старых кормушек.
И изготовлено новых кормушек.
Количество кормушек, вывешенных на территории школы.
Количество кормушек, вывешенных возле жилых домов.
Заготовлено кормов всего.
Заготовлено:
Семян подсолнуха.
Семян пшеницы.
Плодов барбариса, рябины.
Семян тыквы, дыни, арбуза.
Прочий корм.
Внимание!  Главное не количество вывешенных кормушек, а качество проведённой подкормки.

=====================================================================

        «Утверждаю»
         Начальник РОО:
         Э.Н.Салишев

                                                                                                                       
                                               Положение
 VI  районном слёте-конкурсе  юных экологов и лесоводов.                

                                                  I. Общие положения.

  1.    Районный слет-конкурс юных экологов и лесоводов проводится с целью дальнейшего развития деятельности  природоохранных объединений школьников, выявления лучших коллективов, талантливых юных экологов, обладающих глубокими знаниями и в области естественных наук и участвующих в практической работе по исследованию и восстановлению природных ресурсов Башкортостана.
  2.    Время проведения слета-конкурса –  25 февраля 2011 г.
  3.    Место проведения слета-конкурса – с. Федоровка, ул. Социалистическая, д. 35, Районная станция детско-юношеского туризма и экскурсий.
  4.    Районный слет-конкурс проводится отделом образования администрации муниципального района Федоровский район и районной станцией детско-юношеского туризма и экскурсий.

 

                                                    II. Участники слета.

            Участниками слета являются учащиеся 8-10 классов в возрасте 13-15 лет. На районный слет направляются команды в составе 4 школьников и 1 руководителя.

 

                                                      III. Условия проведения конкурса.

 Конкурс состоит из 1этапа:

       1 этап – теоретический тур «Знай и умей» (определение уровня знаний, умений и навыков каждого участника).

 

            На 1 этапе каждый из участников должен продемонстрировать уровень знаний, умений и навыков на пяти общих для всех экзаменационных пунктах по профилю (лесоводы, ботаники, зоологи, почвоведы).

                                                      Требования к знаниям

участников лесоводов, ботаников, зоологов и почвоведов. 
1 этап.
            Каждый участник проходит шесть общих для всех и два специальных экзаменационных пункта по профилю. На каждом пункте жюри оценивает знания участника по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов). Максимальная сумма баллов – 40.

Общие пункты первого этапа для всех участников.

  1.    Охрана природы. Охраняемые природные территории РБ, их значение. Источники загрязнения воды, воздуха, почвы и влияние загрязнений на лес. Меры и средства ограничения загрязнений. Глобальные и региональные экологические проблемы. Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними. Противопожарная техника, этика поведения в лесу, основные документы об охране леса. Экологические СМИ и общественные организации.
  2.    Экология. Основные понятия и закономерности экологии как раздела биологии (факторы среды и их действия на организм, популяция, экосистемы, биогеоценоз, сукцессия, цепи питания и т.п). Влияние рекреационной нагрузки на лесное сообщество. Оценка влияния абиотических факторов по растительности. Основные экологические термины, понятия, правила.
  3.    Лесные робинзоны. Навыки определения сторон света без компаса и времени без часов, прогноз погоды по народным приметам, отличие съедобных грибов от ядовитых, знание лекарственных растений и их применение, умение обеззараживать воду, а также строить шалаш и разводить костер, принося минимальный урон природе. Преодоление полосы препятствий, оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при несчастном случае.
  4.    Натуралистика. Определение животных (по выбору судей), знание следов жизнедеятельности обитателей леса (норы, погрызы, помет, отпечатки следов). Умение находить интересные объекты на заданном участке леса. Назвать животных, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан.
  5.    Принятие решений. Участникам даются описания определенных ситуаций и предлагается прокомментировать с точки зрения эколога и предложить программу природоохранных мер, рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду, ожидаемые экологические перемены.
  6.    Биоиндикация. Назвать организмы – индикаторы состояния загрязнения окружающей среды (организмы-индикаторы чистоты водоёмов; деревья – индикаторы уровня загрязнения окружающей среды). Признаки живых организмов, используемые при биоиндикации. Дать оценку и обосновать качество воздушной, водной, почвенной среды на предложенном объекте по наличию организмов-индикаторов. Привести примеры наличия загрязнений по внешнему виду растений. Понятие о биотестировании. Методы биотестирования. Мониторинг: определение, принципы.

Специальные пункты первого этапа.

Для юных лесоводов.

  1.    Лесоразведение. Сроки и способы посева семян и посадки саженцев, размещение посевных и посадочных мест, время сбора семян, сроки стратификации и правила хранения. Определить породы деревьев и кустарников по семенам (по выбору судей), расчет потребности семян при различных способах посева. Подготовка почвы и посев семян, посадка саженцев с открытой и закрытой корневой системой.
  2.    Лесоводение и лесоводство. Элементы лесонасаждения и их роль в жизни леса (древостой, подрост, живой напочвенный покров и др). Работа с угломерными инструментами. Обмер дерева мерной вилкой (определение диаметра и высоты, отбор экземпляров в рубку ухода за лесом, виды рубок ухода, побочное пользование лесом). Назвать типы растительности леса, формула состава древостоя, ярусность, сомкнутость кроны. Противопожарная техника. Этика поведения в лесу. Основные документы об охране леса.

Для юных ботаников.

  1. Флористика. Определение видов растений, характерных для природных зон своего региона и космополитов (в живом и гербаризованном виде) приспособления растений к жизни в лесу. Сезонные явления в жизни растений разных видов.
  2. Геоботаника. Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке в лесу. Основные понятия и закономерности лесной фитоценологии (фитоценоз, ярусы, парцелла, консорция, сукцессионные ряды и т.п).

Для юных зоологов.

  1. Орнитология. Определение видов птиц визуально (в природе и по тушкам), определение птиц по голосам и гнездам, экологические особенности лесных видов, сезонные явления в жизни птиц разных видов. Биотехнические мероприятия.
  2. Энтомология. Определение насекомых и нанесенных ими повреждений, общие сведения о насекомых (строение, стадии развития насекомых, основные отряды и экологические группы и т.п). Охрана муравейников, защита их гнезд огораживанием. Навыки определения насекомых (по определителям).

Для юных  почвоведов:

1.Строение и составные компоненты почвы. Описание почвенного разреза. Основные типы почв РБ. Способы оценки качества почвы. Виды эрозии почв. Факторы, снижающие и повышающие плодородие почвы. Почвозащитные технологии обработки.

2.Почва - как среда обитания. Обитатели почвы. Гигиеническое значение почвы. Охрана почв.

                                 IV. Финансирование слета.

   Расходы по организации районного слета производятся отделом образования администрации муниципального района Фёдоровский район;
   Расходы на проезд участников к месту проведения районного конкурса и обратно до места проживания участников несут командирующие организации;
   Руководители команд несут персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся до места проведения конкурса во время конкурса и до места проживания участников.

                               V. Подведение итогов и награждение победителей.

                                                                                                                                                           «Утверждаю»
                                                                             Начальник РОО:
                                                                             Э.Н. Салишев.

 Положение о районной экологической акции «Скворец».

                                            Общие положения.

   Экологическая акция «Скворец» проводится в рамках республиканского смотра-конкурса юных любителей природы «Пернатые друзья Башкортостана».

                                           Цели и задачи акции.

  1.  Активизация экологического воспитания учащихся;
  2. Привлечение учащихся к практической деятельности в области охраны природы и изучение орнитофауны родного края;
  3. Пропаганда бережного отношения к природе средствами художественного творчества.
  4. Развитие исследовательского подхода в изучении природы.

 Акция проводится с 5 апреля по 15 мая 2010г.

                                                 Участники.

   В  акции могут принять участие учащиеся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования без ограничения возраста и количества участников. 

                                Условия проведения акции.

 Акция «Скворец» состоит из следующих этапов:

1.      Просветительская и агитационная деятельность (публикации в печати, тематические лекции);
2.      Практическая часть по изготовлению и развешиванию скворечников, ремонт старых. Обязательно указать количество развешанных в текущем году скворечников (синичников);
3.      Исследовательская часть, включающая в себя отчет по следующим пунктам:
   Используемые методы изготовления и развешивания гнездовий;изучение сезонных явлений в жизни скворцов (фиксирование даты первого и даты массового прилета скворцов в исследуемой местности, характер прилета птиц);

   Наблюдения за ходом заселения гнездовий (отметить количество гнездовий, занятых скворцами (по старым и новым скворечникам отдельно) и заселенных другими видами птиц, наблюдения над гнездовым поведением скворцов, успешностью гнездования и др.) (Приложение 1)

                                                    5.Требования к отчету.

Отчет должен содержать материалы всех трех этапов с указанием  названия тем, информацию об агитационной деятельности

             Отчеты принимаются до 15 мая 2011г по адресу: с. Фёдоровка, ул. Социалистическая,    35,              РСДЮТЭ. Тел: 2-73-01.

                                                  6.Подведение итогов акции.

Победители награждаются грамотами РОО.

Приложение 1

К творческому отчету приложить резюме в виде таблицы:

Район ___________________________________________

Населенный пункт, организация _________________________________________________

Ф.И.О., должность руководителя_____________________________________

Ф.И.О. учащихся, класс _________________________________________________    

Дата первого появления скворцов _________________________________________________

Дата массового появления скворцов _________________________________________________

Количество старых гнездовий, обнаруженных в исследуемом районе _________________________________________________

Количество изготовленных и вывешенных гнездовий _________________________________________________

Количество (в %) занятыми скворцами гнездовий:

 из старых ______________________________________

  из новых_______________________________________

 

 

=====================================================================

 

                                                                                                                                                                                                                     «Утверждаю"                                                                                              Начальник РОНО                                                                                               Э.Н. Салишев.

             Положение о районной экологической акции «Весна -2011».

                                              Общее положение.

     Экологическая акция «Весна» проводится в рамках республиканского смотра-конкурса юных любителей природы «Пернатые друзья Башкортостана». Операция «Весна» предполагает регистрацию наступления некоторых сезонных явлений в жизни наиболее распространенных, известных представителей местной орнитофауны, выявление факторов, влияющих на сроки прилета различных видов птиц. 

                                                   Цели и задачи акции.

 - Активизация экологического воспитания учащихся;
- Привлечение учащихся к практической деятельности в области  охраны природы и изучение орнитофауны родного края;
- Пропаганда бережного отношения к природе средствами художественного творчества
- Развитие исследовательского подхода в изучении природы.
                                         Акция проводится с 5 апреля по 30 мая 2011г.

                                                   Участники.

   В  акции могут принять участие учащиеся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования без ограничения возраста и количества участников.

                                      Условия проведения акции.

 Акция «Весна» включает в себя:

            1.Таблицу- регистрацию сроков прилета птиц (Приложение 1);

             2.Краткую физико-географическую характеристику района  исследований;

             3.Характеристику климатических условий в период наблюдений (март-апрель): средние температуры    по декадам, минимальные и максимальные температуры по месяцам, появление проталин, полный сход снега, сроки ледоходов и т. д.;

             4.Выводы о характере прилета птиц и характере весны 2011  года; факторах, влияющих на сроки наступления весенних явлений в жизни птиц.

 

Отчеты принимаются до 30 мая 2011г по адресу: с. Фёдоровка, ул. Социалистическая,35,           РСДЮТЭ. Тел: 2-73-01.

                                                  5.Подведение итогов акции.

                                         Победители награждаются грамотами РОО.

Приложение 1

Регистрация сезонных явлений в жизни птиц

 

 

 

№ п/п

 

Вид птицы

 

 

Дата

1

Первое появление скворцов

Массовое появление скворцов

 

2

Грач

 

 

3

Зяблик

 

 

4

Жаворонок полевой

 

 

5

Зеленушка

 

 

6

Трясогузка белая

 

 

7

Первая песня пеночки – веснички

 

 

8

Первая песня соловья

 

 

9

Кукушка обыкновенная. Первое кукование

 

 

10

Горихвостка лысушка

 

 

11

Появление иволги. Первая песня

 

 

12

 

 

 

Приветствуется расширенный список птиц!

=====================================================================

                                                                                           Утверждаю
                                                                                           Начальник РОО:
                                                                          ___________ Салишев Э.Н
 

 

Положение
о районной заочной викторине, посвященной
Году укрепления межнационального согласия.

 

1.     Цели и задачи.

     Районная заочная викторина проводится МУ ДОД РСДЮТЭ для приобщения к знаниям, отражающим общественную и культурную жизнь района и республики, обеспечивающим нравственное и гражданско-патриотическое воспитание; выявление знатоков родного края.

2.     Время проведения и участники конкурса.

     Районная викторина проводится с 25 марта по 25 апреля 2011 года. В викторине могут принять участие все желающие от 10 до 16 лет учащиеся общеобразовательных школ и ПУ, находящихся на территории района. Участники делятся на 2 подгруппы:

     - младшие – 10-13 лет.

     - старшие – 14-16 лет.

3.     Определение победителей и награждение.

     Экспертная комиссия определяет победителей конкурса по пятибалльной системе. Победители награждаются Почетными грамотами РОО.

4.     Условия участия.

     Работы, направленные на викторину, должны состоять из ответов и соответствовать поставленному вопросу. После каждого ответа на вопрос необходимо указать список использованной литературы и источников, а также Интернет-ресурсов.

     На титульном листе должна быть следующая информация:

              - три уровня организационной структуры;

              - название конкурса;

              - фамилия, имя, отчество, класс, место учебы автора;

              - фамилия, имя, отчество, место работы научного руководителя.

              - год выполнения работы.

     Работы направляются по адресу: с.Фёдоровка, ул. Социалистическая, д.35, МУ ДОД РСДЮТЭ, тел: 2-73-01.

Вопросы викторины.

1.     Когда был создан первый гимн Уфы, и кто автор старинного гимна?

2.     Когда состоялось открытие Учительского института (ныне БГУ)?

3.     Напишите участников Отечественной войны 1812 года, жителей нынешнего Фёдоровского района. Если в вашей местности живут их родственники, напишите о них.

4.     Кто и когда основал в Уфе профессиональную театральную труппу «Нур»?

5.     Когда был создан обновленный башкирской алфавит на основе арабской графики?

6.     Год открытия в Уфе Башкирского сельскохозяйственного института.

7.     Год создания спортивного клуба «Салават Юлаев».

8.     Когда был установлен памятник Героям Советского Союза А.Матросову и М.Губайдуллину. Назовите местонахождение и автора памятника.

9.     Когда и где проводился Всемирный курултай башкир?

10.           Назовите башкирского композитора, написавшего романс «Я вас любил».

11.           В каком районе нашей республики находится поселок Пушкино?

12.           Когда и где А.С.Пушкин встречался с башкирами?

13.           Кто автор картины «Допрос Салавата»?

14.           Повесть поэта-декабриста П.Кудряшова на основе башкирского фольклора.

15.           Фамилия «гения танца», становление которого началось с башкирской сцены. Что Вы знаете о нем?

16.           Национальный состав жителей Фёдоровского района.

17.           Кто был первым заведующим отдела народного образования в Фёдоровском районе?

18.           Когда был установлен памятник воинам-интернационалистам в с.Фёдоровка?

19.           Когда была открыта Федоровская метеостанция?

20.           Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член Академии кадровой и социальной политики агропромышленного комплекса. Академик Евро-Азиатской медицинской академии, член-корреспондент АНТ, профессор, доктор медицинских наук и заслуженный изобретатель Республики Татарстан. Оба этих человека родились в деревне, находящейся в живописнейшем месте Федоровского района. Кто они?

21.           Напишите количество деревень и сел Фёдоровского района на 01.01.1969 г., и на 01.01.2009 г.

22.           Его отец по национальности мордвин (эрзя) был приемным сыном татарской семьи. Но это не помешало ему создать на основе русской графики эрзя-мордовский алфавит. Что Вы знаете о нем?

23.           Родился он в мае месяце и прожил всего 25 лет без двух месяцев, но за это время сумел весомо рассказать в родной литературе о своем народе и о своей эпохе. Кто он?

24.           В местности, где вы проживаете, Вас окружают растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки, озера, родники и т.д. Какой природный объект, по вашему мнению, является уникальным памятником природы Вашей местности. Напишите об этом.

=====================================================================

Создать бесплатный сайт с uCoz